У МДЦК «Золотой ключик» с VII Международным театрально-дизайнерским фестивалем «Живи-2013» взаимная и уже проверенная временем дружба и симпатия. Евпаторийские театралы с нетерпением ждут осени, чтобы вновь ЖИТЬ, а фестиваль из года в год ждет «ключиков», равняется на знаменитый евпаторийский фестиваль «Земля. Театр. Дети» и посвящает Евпатории один из дней форума.
В этом году отметила спектакли «Золотого ключика» Ирина Запольская – театровед, преподаватель и директор киевского театра «Равлик». Для «Живи-2013» Ирина – театральный критик, рецензент, а ее тексты – не просто анализ постановок, а эмоциональная летопись фестиваля, его дневник.
8 октября был назван на фестивале «Днем Евпатории», и вот, каким он стал для Ирины Запольской:
8.10.2013 — День Евпатории - «Я пойду туда, куда пошел доктор»
(Спектакль «Айболит» Актерская группа «Гоголь-моголь» МДЦК «Золотой ключик» (режиссер И. Фаустова)
Хочется выцепить какие-то противоречия, проблемы, конфликты, что-то уловить, разгадать, поставить диагноз. А в душе – повышенная радость.
Радость за всех, кто дарил и за тех, кому подарили. Что? и как? Можно перечислить в рецепте:
Художественное оформление многослойное:
Сцена в образе огромного халата, раскраска с кармашками, на ней же настенная живопись, школьная доска, каракули в черновиках и все — о приключениях!
Музыкальное оформление горячее:
Томящий напев про солнце, уходящее в ночь под стук поломойного ведра и контрастные обжигающие ритмы праздничной латины вперемежку с танцами и песнями.
Актерское мастерство:
На грани зрительского замешательства: «Неужели этот Айболит – дети? И Чи-чи — дети? И Бармалей???» В ФИНАЛЕ даже жалко, что Бармалей обещает стать хорошим и послушным мальчиком…
Особенная составляющая — ансамбль:
Все стремятся в Африку! И те, кто под кроватью, и те, кто плывут в зале, и те, кто в волнах на авансцене и те, кто за кулисами в касторке.
Неизменная составляющая успеха — гражданская. Спектакль про долг, про обязанности. Про ответственность. Про человечность. И потому длиться ему — всю жизнь! А актерам плыть по волнам приключений с багажом вкусных лекарств, дающим силы дружить, любить, действовать!
(спектакль «Федора»)
Про такой спектакль мне еще ни разу не приходилось ни писать, ни думать, но почему-то кажется, что я мечтала его увидеть. Не потому, что я всегда внимательна к спектаклям детского театра (а этот спектакль «Федора» создан в Международном детском центре-комплексе «Золотой ключик» взрослой труппой театра) и не потому что я выросла на литературе эпохи Чуковского (детские домыслы наоборот выстроили барьер ко многим, как мне казалось, несуразицам в книжках с хорошими картинками, а с пластинок эти сказки оживали в странном строго-сладком голосе автора , которому я никогда не доверяла). Я не могу найти точного определения жанра спектакля. Угадываю его так: экзистенциальный необалет.
Безмолвный вакуум спектакля был наполнен внутренним напряжением одного человека. И меня это напряжение заполняло во все мгновения зрительской сопричастности. Я видела подавленную женщину в унылом чумазом мире и сквозь кадры телемиража, понимала и принимала её сигналы бедствия. Авторы спектакля рентгеном фантазии проявили человека в черно-белой гамме его душевных качеств. Разыгрывалась пластическая баталия между «светлыми» и «тёмными» составляющими Федоры. Иногда в воздухе зависало реверсное звучание голоса автора, пугающего меня в детстве…
Кто овладеет внутренним миром поникшей женщины? Кому она позволит править? Федора долго остается безучастной к сценам в стиле немого кино, заползающим с полчищем тараканов в её неустроенный мир. Тонкая ниточка недоумений пробивается сквозь помехи на телеэкран — единственно устойчивый элемент в её пространстве. Там на экране – она самобытная, красивая, внимательная, а в жизни – она кукла, тряпка. Черные и Белые играют жестоко — одни захватывают и топчут, другие пакуются и предают. Слабые попытки противиться уродливо искажают трогательный образ на экране то нелепой сигаретной бравадой, то убийственным погружением под воду.
Где и как находит она силы противостоять осталось неуловимым. Но сказка гарантирует победу добра и это утешает. И Федора, с возвращением чего-то родного, теплого, вдруг преображается. Изящные Белые уже «не враги», Черных и след простыл, моментальный порядок и идиллия. Теперь мир наполняется цветами и кружевами, и совсем не хочется вспоминать, как плясала на веревках в руках у тараканов вся посудная семья. Не хочется, но вспоминается… У кого хватит сил оставаться на местах, когда все неустойчиво? Разве не так приходится в жизни?
Фото: Максим Лаурев, Светлана Усольцева, Андрей Пермяков