17 октября отмечает свой День рождения Андрей Пермяков - «человек-оркестр», которому вместо музыкальных инструментов так же виртуозно удается совмещать работу сразу в нескольких сферах деятельности. Депутат городского совета, Заслуженный деятель искусств АРК, художественный руководитель театра «Золотой ключик», режиссер, актер, общественный деятель, педагог и просто человек, без которого разнообразия и интересных событий в нашем городе определенно было бы меньше.

В свой День рождения предпочитаете отдыхать или работать?

По – разному…  В канун и на следующий день – точно буду работать… Вся моя жизнь в театре, он – мой второй дом, поэтому в любом случае в свой день рождения я дома!  А вообще, выйти на сцену в свой день рождения – это круто!


У каждого из нас так называемый «внутренний возраст» отличается от «паспортного». Так ли это в Вашем случае?


Однозначно! Я работаю с детьми и эта работа меня здорово подпитывает. Я ощущаю себя на 20 лет! Я уже не говорю о ролях и персонажах, в образы которых мне приходится перевоплощаться. Ну, сколько мне может быть лет, когда я играю ослика Иа или кота-мага… Вообще, мне кажется, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Эта прописная истина абсолютно точно отвечает на вопрос.


В одном из своих интервью Вы говорили, что кроме детских героев, хотели бы сыграть какую-нибудь взрослую психологическую роль. Ваш спектакль «Федора» трудно назвать детским. Удалось ли в нем осуществить мечту?


Не совсем! «Федору», как только не называли: и постмодернизмом и интерпретационным театром… Для меня этот спектакль, прежде всего, откровение… Он про реального человека, которого мы все очень уважаем. В этот момент мы все становимся частью него…


Какая она теперь – «роль мечты»?


Хочется Чехова, Островского… Потянуло, знаете ли, на классику… С удовольствием сыграл бы Чебакова в «Бальзаминове» или Гурова в «Даме с собачкой». А еще по-прежнему мечтаю о капитане Скворцове из «Шельменко-денщика». Вот такие мечты у артиста детского театра…


Вообще, Ваши спектакли очень разнообразны. Что влияет на выбор материала для постановки?

Сложно сказать… Либо жена, которой я очень доверяю, либо какое-то внутреннее чувство, интуиция, если хотите… Увидел, почувствовал, почуял… В любом случае весь материал над которым я работаю как режиссер, я интерпретирую по своему. Я много пишу, поэтому мне не составляет труда что-то дополнить, додумать, написать… Это особенно полезно в детском театре. Когда ставишь сказку, а в ней пять персонажей, и куда прикажете девать остальных детей? Приходится придумывать. Конечно, многие возмутятся: «Да как это он смеет влезать в цельные произведения?!» Поэтому мы часто придумываем свои трактовки и обозначаем это как «по мотивам».


Взаимоотношения актера и режиссера – это, можно сказать, отдельная, особая наука. Ваши внутренние «актер» и «режиссер» ладят? Как удается совмещать в себе эти две ипостаси?


Очень сложно! Именно в постановочном плане… Вот и прыгаю, как кузнечик, с места на место, либо обращаюсь за помощью ко второму режиссеру… А в тех случаях, когда я не задействован в спектаклях, но имею к ним отношение, как режиссер, я все равно нахожусь за кулисами вместе с актерами.


Как по-Вашему, может ли спектакль как-то повлиять или даже повернуть чью-нибудь судьбу (актера или зрителя)?

Мистика, конечно, но мы, актеры – суеверные люди, поэтому на всякий случай верим и в это… Мне не известны подобные случаи, среди моих знакомых, но это однозначно возможно. Проживать жизнь другого человека, думать, как он, жить, как он…  А потом оп!, и забыл выйти из образа или неосознанно смоделировал ситуацию из пьесы в своей жизни… Но мне кажется, подобные процессы больше возможны в кинематографе.


Чему бы Вам хотелось научить своего зрителя?


Скорее не научить, а помочь найти ответы. Ведь сегодня театр – это не просто представление, сегодня – это гораздо большее! До революции ответы на главные вопросы давала религия, потом -  партия, а сейчас смешалось все – и люди, и кони! Где добро, где зло? Как это – «хорошо», а как – «плохо»? Вот здесь-то театр и помогает… Это если рассуждать в глобальном аспекте, а если приземленно, то я бы хотел научить зрителя на время спектакля отключать мобильные телефоны!

Евпатория все чаще становится площадкой для съемок кино или клипов. Вы никогда не задумывались о создании фильма, а не спектакля?

Вообще-то, у нас есть махонький опыт в этом русле. Я говорю о цикле фильмов «Евпатория. Я люблю тебя!» Но, если говорить о художественном кино – я бы однозначно мечтал поучаствовать в съемках хорошего, большого фильма, не сериала, не халтурки, а настоящего кино. Самому снимать – безумно дорого. Плюс для этого требуются определенные знания, опыт, образование и т.п. Поэтому лучше первым здесь, чем последним в сериальчике…


Работа в театре, организация городских мероприятий…  Кроме того, что на все это требуется немало сил, необходим и бесконечный поток вдохновения и идей.  И они всегда при Вас! Есть ли какой-то секрет?


Да какой тут может быть секрет? Я всегда мечтал жить где-нибудь в большом и красивом мегаполисе, где все есть – театры, выставки, кино, презентации, тусовки…  А в Евпатории до недавнего времени почти ничего не происходило. Теперь у нас лучшая галерея, молодежные интереснейшие мероприятия, современный европейский театр, свое кино, своя музыка, свои стихи, свои фотографии… Когда к нам приезжают люди из больших городов, я все чаще начинаю слышать восторженные: «Ох, ты! У них и это, и то…» Я горжусь, что в этих инициативах есть и доля моих знаний и труда.


А бывает такое, что спектакль новый нужен, а идей никаких? Что тогда делать?


Думать. Для этого есть отпуск, пространство сна… Ведь много классных идей приходит во сне. 
А вообще, нужно творить не на потребу, а от чувств, переполняющих эмоций и собственного мироощущения. Искусство - не искусство, как только появляется понятие «нужно».


Возвращаясь к проектам… Какие из них для Вас самые значимые? И почему?


Все мои крупные проекты – они, как дети. Тот же цикл: от зачатия до родов. Поэтому сложно взять и выбрать один. Все разные и классные! Над их созданием трудится целый коллектив моих друзей. Молодых, креативных, «горящих». Очень многие «вещи» мы проводим и создаем чуть ли ни первыми в Крыму! Будь то организация биеннале современного искусства, крупные международные проекты «Ephoto» и «Театральная фотография», твидовый ретро круиз, велоночь, выпуск «Антракта», как мобильного приложения, создание полноценного молодежного информационного Интернет-пространства «E-Times», производство кино о любимом городе,  нестандартные и эффективные благотворительные мероприятия, выставки и т.п. Список можно продолжать и продолжать… Значимость каждого проекта трудно переоценить, но можно смело говорить о том, что все наши инициативы объединяет одно – желание сделать жизнь в нашем городе насыщенной и полноценной. Я жил в столице и ни дня не мог без друзей и общения с ними, театральных премьер и рок-концертов, презентаций и показов мод. Да, в Евпатории у меня есть любимый театр, да, я постоянно выхожу на сцену, но еще я могу организовывать различные интересные процессы и вовлекать в них неравнодушных и желающих. А зритель и участники в итоге выбирают самое крутое «блюдо от шефа».


Без «Золотого ключика» и непосредственно Вашей инициативы многих ярких событий в городе просто не существовало бы. На Ваш взгляд, какая она – культурная жизнь Евпатории? И существует ли она вообще?


Раньше, отвечая на подобные вопросы, с моей стороны посыпалась бы критика. Мол, одни и те же… низкий уровень… нет денег и т.д. Сейчас в подобной критике нет никакого смысла. Меня раздражают те снобы, которые погрязли в вечном «троллинге» местных Интернет-сайтов. Ты пойди, сделай хоть что-нибудь… Хотя бы трех соседей организуй, и уберите двор, в котором живете или помогите волонтерам города в сборе денег для наших малышей, организуйте сбор вещей для нуждающихся пенсионеров или просто примите участие в подготовке любого городского мероприятия… Вот здесь начнутся: «Мне некогда», «А почему я?», «А сколько заплатят?» В этом – то и дело, что никто никому за общественную работу не платит. Это инициатива! Не нужно ждать, не нужно ныть – нужно жить и брать от жизни все самое полезное и интересное. Нужно самим организовать свое время так, чтобы оставалось хотя бы по полчаса в день на помощь близким и не очень близким людям. 
А с культурной жизнью у нас почти все в порядке: много мероприятий, огромное количество талантливых людей и коллективов. То здесь, то там проводятся всевозможные мероприятия, праздников «для галочки» реально становится меньше. Единственное, что меня действительно беспокоит в нашем городе – это вопрос лицензирования педагогов, которые работают с детьми. Как грибы после дождя стали появляться творческие коллективы, руководят которыми порою не совсем компетентные люди. То есть получается захотел - и пошел работать с детьми. Никто тебе ничего не скажет, никто не поинтересуется твоей профессиональной подготовкой, мало того – еще и деньги будут платить. Так быть, на мой взгляд, не должно. Каждый родитель должен знать: кто и чему учит их детей…

В завершение хотелось бы спросить о том, что для Вас «глоток воздуха» в таком насыщенном круговороте жизни? Как Вам удается не просто продолжать творить, а воплощать все больше и больше идей?

Глоток жизни – это, прежде всего, общение с интересными людьми. При чем не важно: какого возраста и рода деятельности. Это новые классные выставки, это посещение музеев, театральных и кино- премьер, это путешествия, это моя любимая семья, это та жизнь, которой я живу. Она для меня один большой «глоток воздуха».

Наталья Мандзюк

Фото: Александр Старостин

© Golden key - 2013